20 октября в российский прокат выходит фильм-катастрофа «Ледокол». Это основанная на реальных событиях история антарктической эпопеи научно-экспедиционного судна ледового класса «Михаил Сомов» (в фильме – «Михаил Громов»), которое давно знакомо жителям НАО.
Съемки проходили в Мурманске, Хибинах, Севастополе и Санкт-Петербурге. В Мурманске снимали на атомном ледоколе «Ленин» (местами он очень похож на НЭС «Михаил Сомов»). Его задекорировали бутафорским снегом и парафином, в общей сложности использовали 12 видов синтетических снегов, 7 тонн парафина и такое же количество бумаги.
Авторы фильма утверждают, что стремились к максимальной достоверности. В итоге всё – от автомобилей и одежды полярников до карандашей и ирисок – точно воссоздаёт антураж 1985 года.
Тогда «Михаил Сомов» был зажат тяжёлыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса.
Для спасения «Михаила Сомова» был направлен ледокол «Владивосток». Экспедицию возглавил Артур Чилингаров (с 1993 по 2011 год – депутат Государственной Думы России от Ненецкого автономного округа).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за образцовое выполнение задания по высвобождению «Михаила Сомова» из ледового плена и проявленные при этом мужество и героизм начальнику спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток» Артуру Чилингарову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Участником той спасательной экспедиции был и тележурналист Виктор Гусев, которого ныне в России знают все. Помимо государственной награды – медали «За трудовую доблесть», он тогда получил поощрение от руководства Гостелерадио СССР и был переведён в спортивную редакцию, чего до этого безуспешно добивался 5 лет.
С «Михаилом Сомовым» жителей Ненецкого округа связывает не только личность Чилингарова.
По состоянию на октябрь 2016 года научно-экспедиционное судно находится в эксплуатации у Северного межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Оно используется для снабжения российских научных экспедиций, доставляет на заполярные погранзаставы и метеорологические станции (в том числе, находящиеся на территории НАО) персонал, оборудование и продовольствие, играет важную роль в проведении научных исследований арктических льдов.
Для справки: Судно, названное в честь видного океанолога и полярного исследователя, Героя Советского Союза, начальника дрейфующей станции «Северный Полюс-2» и первой Комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР Михаила Михайловича Сомова (1908—1973), имеет следующие характеристики: полное водоизмещение – 14 185 т; длина – 133,1 м, ширина – 18,8 м, осадка в полном грузу – 9,16 м, грузоподъемность – 5436 т. В качестве энергетической установки первоначально стояли четыре дизеля общей мощностью 7200 л.с., но во время капитального ремонта в 1987 году их заменили двигателями финского производства (7420 л.с.). Максимальная скорость – 16,2 узла, дальность плавания – 12500 миль.