Декабрьская авиакатастрофа близ Варандея выявила конструктивное несовершенство двигателей Ми-8
19 октября 2015 г. 12:02

Нарьян-Мар. 19 октября. nao24.ru — 

Основной причиной катастрофы вертолёта Ми-8Т, произошедшей 7 декабря 2014 года в Ненецком автономном округе в 30,6 км южнее аэропорта Варандей, стало самовыключение обоих двигателей из-за их конструктивного несовершенства.

Об этом говорится в отчёте Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по результатам расследования авиационного происшествия.

В документе, имеющемся в распоряжении nao24.ru, отмечается, что Ми-8Т с бортовым номером RA – 06138, принадлежащий АО «2-й Архангельский объединённый авиаотряд», в тот день должен был выполнить два коммерческих рейса. Заказчиком выступало ООО «Башнефть-Полюс».

Первый из них – с вертолётной площадки Колва на площадки Сомбарей и Варандей и обратно в Колву – прошёл в промежутке времени с 09:00 до 11:20 без происшествий.

В 11:50 вертолёт приступил к выполнению второго рейса из Колвы на площадку месторождения имени Романа Требса, разрабатываемого ООО «Башнефть-Полюс», и обратно.

«Около 12:49 была произведена посадка на площадке Требса. Экипаж без выключения двигателей вертолёта произвёл выгрузку груза и высадку пассажиров. Затем произвёл посадку четырёх пассажиров и загрузку груза (400 кг) на борт вертолёта. […] Около 13:03 экипаж произвёл взлёт для полёта по маршруту: площадка Требса – вертолётная площадка Колва. Через 01 мин. 42 сек. на высоте около 250 м произошло последовательное самовыключение левого и правого двигателей», – говорится в отчёте МАК.

В результате пострадали все семеро находившихся на борту. Бортмеханик вертолёта и один пассажир погибли. Командир воздушного судна, пилот-инструктор и три пассажира получили тяжёлые травмы. Вертолёт был полностью разрушен. Его фрагменты оказались разбросаны на участке в радиусе 80 метров. Найденные на месте катастрофы самописцы оказались в порядке.

Комиссия МАК пришла к выводу, что 28-летний командир воздушного судна, хоть и считавшийся в этом качестве стажёром, соответствовал по уровню своей подготовки всем требованиям для выполнения подобных перелётов. Не было в этом смысле претензий и к пилоту-инструктору, а также к погибшему бортмеханику.

Согласно результатам экспертизы, Ми-8Т был изготовлен на Улан-Удэнском авиазаводе в декабре 1986 года, он должен был прослужить 35 лет. С учётом межремонтного ресурса и срока службы вертолёт мог бы эксплуатироваться до сентября 2019 года. За неполные 29 лет службы машина ремонтировалась 7 раз. Последний ремонт датируется декабрём 2011 года, он был осуществлён в Энгельсе (Саратовская область).

Эксперты МАК проанализировали и погоду в районе катастрофы. «Наблюдалась кучево-дождевая с разорвано-дождевой облачностью, ливневые осадки в виде снега, переохлаждённый дождь (гололёд), низовые метели», – отмечается в экспертизе. Но это не должно было вызвать проблем с полётом. «Метеорологическое обеспечение полётов в районах полётно-информационного обслуживания Нарьян-Мар, Харьягинский и Варандей осуществлялось согласно требованиям нормативных документов», – подчеркивается в отчёте МАК.

В 13:08 диспетчеру аэропорта Варандей по своему мобильному телефону позвонил пилот-инструктор рухнувшего Ми-8. Спустя полчаса начались наземные поисково-спасательные работы, ещё через полчаса вертолёт был обнаружен. В 16:22 дежурный вертолёт Ми-8МТВ ОАО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» с бригадой реаниматологов, спасателем и врачом на борту вылетел на помощь пострадавшим. В 19:08 пострадавшие были отправлены в Ненецкую окружную больницу. В аварийно-спасательных мероприятиях были задействованы 18 человек.

По просьбе МАК на базе Уральского завода гражданской авиации специалистами федерального автономного учреждения «Государственный центр “Безопасность полётов на воздушном транспорте”» было проведено исследование двигателей вертолёта. Целью исследования было установление причин самовыключения двигателей в полёте. Этой причиной «явилось, наиболее вероятно, попадание в проточную часть льда и снега, приведшее к их неустойчивой работе и, как следствие, к погасанию камер сгорания обоих двигателей».

«Около 13:03 вертолёт попал в воздушную массу с повышенным влагосодержанием и наличием (выше высоты полёта) слоистой облачности повышенной водности, состоящей из переохлаждённых капель воды. Выпадающие из облачности осадки в виде замерзающей мороси способствовали интенсивному обледенению воздушного судна», – говорится в отчёте МАК.

Согласно документу, в 13:03 с разницей в 4 секунды произошло самовыключение сначала левого, а потом и правого двигателей. Из объяснений пилота-инструктора следует, что после отказа двух двигателей он дал команду бортмеханику на запуск левого двигателя и в соответствии с требованиями руководства по лётной эксплуатации вертолёта Ми-8 перевёл машину на режим самовращения несущего винта для выполнения вынужденной посадки с двумя отказавшими двигателями.

Одновременно в 13:03:50 экипаж попытался произвести запуск двигателя. «Комиссия пришла к выводу, что пилот-инструктор неправильно оценил возможность запуска двигателя в полёте. Малая высота и большая вертикальная скорость снижения с учётом того, что на запуск двигателя требуется 40-50 секунд, не могли позволить экипажу вертолёта произвести запуск. Время от момента подачи команды командира воздушного судна на запуск двигателя и до столкновения с земной поверхностью составило около 4 секунд. Данное обстоятельство, наиболее вероятно, свидетельствует о том, что экипаж упустил контроль за истинной высотой полёта», – говорится в заключении.

Со слов пилота-инструктора, визуальный контакт с земной поверхностью удалось установить непосредственно перед столкновением, что не позволило выполнить безопасную посадку. Столкновение воздушного судна с земной поверхностью произошло приблизительно в 13:03:56 – всего через 1 минуту 13 секунд после срабатывания речевой информации о наличии обледенения.

В заключении МАК говорится, что «отказ (самовыключение) двигателей ТВ2-117, установленных на вертолёте, обусловлен их конструктивным несовершенством, связанным со снижением газодинамической устойчивости и погасанием камер сгорания при выполнении полёта в метеоусловиях, приводящих к попаданию в проточную часть льда или воды».

В своих рекомендациях МАК предписывает, в частности, Московскому вертолётному заводу им. Миля совместно с ОАО «Климов» разработать конструктивные решения и эксплуатационные рекомендации по эксплуатации Ми-8, оснащённых двигателями данного типа, в метеоусловиях, приводящих к потере газодинамической устойчивости двигателей, и разработать рекомендации по порядку действий экипажа при срабатывании речевой информации о наличии обледенения.

Авиакомпаниям, эксплуатирующим Ми-8 с двигателями ТВ2-117, рекомендовано организовать проведение регулярных специальных занятий с лётным составом по визуальному определению зон ливневых осадков и способов их обхода. Авиакомпаниям предписано также рассмотреть вопрос об обязательном выполнении тренировок лётного состава Ми-8 по действиям при отказе одного двигателя (имитации отказа двух двигателей) на малых высотах в аэродромных условиях.

#: вертолёт авиация ЧП Варандей


Лента новостей

09 июня 2017 г. 18:09
День России в Нарьян-Маре отметят с размахом
09 июня 2017 г. 17:56
Бывший мэр Инты осуждён за взяточничество в особо крупном размере
09 июня 2017 г. 17:23
Паводок в этом году обойдёт Нарьян-Мар стороной
09 июня 2017 г. 16:53
Окружные депутаты поздравили студентов Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа
09 июня 2017 г. 16:37
Прокуратура НАО и ассоциация «Ясавэй» подписали соглашение о взаимодействии
09 июня 2017 г. 15:16
19–20 июня в Нарьян-Маре пройдёт первая конференция «Северный завоз – новые пути и возможности»
09 июня 2017 г. 13:48
В Хорей-Вер, где ожидается выход Колвы из берегов, направляются спасатели
09 июня 2017 г. 12:16
В Тельвиске появится новый туристический информационный знак
09 июня 2017 г. 12:08
Выпускники НАО пишут обязательный ЕГЭ по русскому языку
09 июня 2017 г. 11:50
Администрация НАО и Ассоциация КМНС России подписали соглашение о сотрудничестве

Kонтакты
Адрес:
166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, 25а.
e-mail:
nao24ru@mail.ru
Телефон:
8 (81853) 2-11-49
Мы в социальных сетях
© 2015-2016 Ненецкое информационное агентство – 24. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Информационное агентство «Ненецкое информационное агентство – 24». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-60320 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 29 декабря 2014 года.
Материалы с этим значком публикуются на коммерческой основе.
Яндекс.Метрика